Педагогический марафон в Великих Луках
"Физика и астрономия в школе"
Сайт Народного учителя России Пигалицына Льва Васильевича
Издательский дом «Первое сентября»
Великолукское образование.
Педагогический марафон учебных предметов.
Заметки провинциального учителя – участника марафона.
Люди моего поколения помнят задорную песенку «Есть на Севере хороший городок…». Но оказывается хороший городок есть не только на Севере, но и на Северо-Западе России. Это небольшой, но удивительный город – Великие Луки. Первое упоминание в Новгородской летописи о Великих Луках относится к 1966 году. Город-крепость всегда стоял на защите западных рубежей России. Во время Великой Отечественной войны Великие Луки были местом ожесточённых сражений. Дважды за свою историю город был стёрт с лица земли. Однако восстанавливался и хорошел.
Гордость города, его украшение – река Ловать, площади, памятники, скверы, набережные и, конечно пять (!) цветных фонтанов. Уже много раз Великие луки становились местом проведения Российских и Международных встреч по воздухоплаванию. 28 октября 2008 г. Указом президента РФ Д. Медведевым городу Великие Луки было присвоено почетное звание Российской Федерации Город воинской славы.
И вот в этом городе 19 февраля 2009 года высадился Московский педагогический десант, состоящий из столичных ученых – педагогов, редакторов газет и сотрудников издательства «Первое сентября». В составе этого десанта оказался и я, провинциальный учитель физики из города Дзержинска Нижегородской области.
В 12 часов дня в актовом зале музыкальной школы имени Мусоргского состоялось торжественное открытие марафона.
Марафон продолжался два дня. На марафоне работало 6 секций :
Секция физики проходила 19 и 20 февраля в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2».
19 февраля.
1. Лекция «Физический компьютерный эксперимент. (О новых возможностях информационных технологий для уроков физики.)». Пигалицын Л.В., Заслуженный учитель России, 6-тикратный Соросовский учитель, победитель Национального проекта «Образование».
2. Лекция «Датчики и виртуальные конструкторы на уроке физики». Федорова Ю.В., заведующая кaфедрой информационных технологий и образовательной среды МИОО.
20 февраля.
1. Мастер-класс «Школьная компьютерная физическая лаборатория». Пигалицын Л.В., Заслуженный учитель России.
2. Фотография урока Подбор и решение задач для уроков физики в классах с углублённым изучением предмета. Марголин Э.М., Народный учитель РФ, учитель физики школы №7
3. Круглый стол. Ведущий Пигалицын Л.В. Заслуженный учитель России.
Моя первая лекция практически полностью повторяет первую часть моего выступления 4 апреля 2008 года на Московском марафоне учителей физики ( «Физика № 16 2008 год). Отличие заключается в том, что каждый раздел я представил в более развернутом виде, и включил большее количество демонстраций.
После меня было выступление «Датчики и виртуальные конструкторы на уроке физики» Федоровой Ю.В., заведующая кaфедрой информационных технологий и образовательной среды МИОО. Для меня лично, ее выступление стало праздником души. Дело в том, что я , работая над применением компьютерных образовательных технологий в преподавании физики, как ни странно покажется, с трудом нахожу единомышленников. И вот, как только Юлия Владимировна начала свое выступление, я понял, что мы с ней занимаемся одним делом. Сначала она продолжила мою ретроспективу виртуальных физических конструкторов, дополнив ее подробным разбором физического конструктора «Живая физика». Она с большим профессионализмом и педагогическим тактом рассказала учителям, как создавать простейшие физические модели, как их можно постепенно усложнять, вводя дополнительные физические параметры, приближая компьютерную модель к реальному физическому прибору.
Затем она рассказала о цифровой лаборатории «Архимед» на базе портативного компьютера «NOVA 5000»,
оснащенной большим набором различных датчиков для проведения измерений различных физических величин.
На фото Федорова Ю.В. ( она справа ) демонстрирует участнице марафона действие датчик давления.
Давление изменяется с помощью обычного медицинского шприца.
После этого она рассказала о новых возможностях проведения традиционного эксперимента с его последующим
видеоанализом. Делается это так: Сначала реальный физический эксперимент снимается на видеоролик.
Потом видеоролик загружается в компьютер и, специальная программа, входящая в лабораторию «Архимед»,
обрабатывает видеоролик по алгоритму, задаваемому учителем, выдает физическую информацию на экран компьютера в виде графиков или таблиц. При необходимости эту информацию можно распечатать и использовать, например, в качестве раздаточного материала.
В заключение своего выступления Юлия Владимировна остановилась на применение LEGO-моделей в физическом эксперименте. Оказывается, есть учителя-энтузиасты, которые с помощью деталей из конструктора LEGO создают установки для демонстрационного эксперимента, фронтального лабораторного эксперимента и лабораторных работ для физпрактикумов. LEGO-модели позволяют работать с экспериментальными задачи и заниматься с учащимися проектной деятельностью.
Так закончился первый день. Утром по дороге в школу № 2 где проходила секция физики, я думал, что приду в полупустой зал, так как в первый день мы так нагрузили учителей компьютерными технологиями, что у некоторых возможно появилось чувство отторжения. Но, к моему удивлению, слушателей стало еще больше. Это было очень приятно, и я начал проводить мастер-класс «Школьная компьютерная физическая лаборатория».
Мастер-класс состоял из двух частей : первая была посвящена первой модели ШКФЛ для GAME, LPT и СОМ портов компьютера. О ней я также рассказывал на прошлом Московском марафоне. По этой модели я второй год провожу дистанционные курсы повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября». Брошюры о ШКФЛ опубликованы в Интернете на моем сайте www.physics-computer.by.ru и на моей странице на сайте Педагогического университета «Первое сентября».
Вторая часть мастер-класса представляла презентацию ШКФЛ-2 для USB порта ПК. Ее разработку я закончил в этом году. Мотивы создания ШКФЛ-2 следующие : первый – из компьютеров медленно, но верно исчезают порты GAME, LPT и СОМ и второй – использование микроконтроллеров для согласования физических приборов с компьютеров позволяет получить значительно большую точность измерения физических величин. В ближайшее время она будет опубликована на моем сайте и в газете «Физика».
После кофе-брейка выступил абсолютно некомпьютерный человек, Народный учитель России
Марголин Эдуард Масович.
Тема его выступления « Фотография урока. Подбор и решение задач для уроков физики в классах с углублённым
изучением предмета».
В качестве примера, он рассказывал о подборе и методике решения задач повышенной сложности
по электростатике « Потенциал и разность потенциалов».
Марголин Э.М., Народный учитель РФ, учитель физики школы №7
Пересказывать своими словами работу мастера высочайшего класса весьма неблагодарное занятие.
И я не буду этим заниматься. Эдуарда Масовича надо было видеть и слышать. Могу только признаться –
Эдуард Масович научил меня по новому решать задачи на эту тему и я теперь буду учить своих учеников
«по Марголину». Надеюсь, что когда-нибудь его статьи появятся на страницах нашей газеты "Физика".
В заключении состоялся «Круглый стол», на котором мы с учителями обсудили проблемы, которые рассматривались
на заседаниях секции и проблемы связанные с ЕГЭ.
Самое главное, что я вынес из этого педагогического десанта в Великие Луки, это то, что провинциальным учителям из глубинки очень нужны такие встречи для того чтобы в который раз увидеть свет в конце педагогического тоннеля и идти на этот свет, сея разумное, доброе, вечное.