Педагогический марафон в Великих Луках

"Физика и астрономия в школе"

Сайт  Народного учителя России Пигалицына Льва Васильевича

 

 

Издательский дом «Первое сентября»

Великолукское образование.

Педагогический марафон учебных предметов.

 

Заметки провинциального учителя – участника марафона.

 

  Люди моего поколения помнят задорную песенку «Есть на Севере хороший городок…». Но оказывается хороший городок есть не только на Севере, но и на Северо-Западе России.  Это небольшой, но удивительный город – Великие Луки. Первое упоминание в Новгородской летописи о Великих Луках относится к 1966 году. Город-крепость всегда стоял на защите западных рубежей России. Во время Великой Отечественной войны Великие Луки были местом ожесточённых сражений. Дважды за свою историю город был стёрт с лица земли. Однако восстанавливался и хорошел.

    Гордость города, его украшение – река Ловать, площади, памятники, скверы, набережные и, конечно пять (!)  цветных фонтанов. Уже много раз Великие луки становились местом проведения Российских и Международных встреч по воздухоплаванию.  28 октября 2008 г. Указом президента РФ Д. Медведевым городу Великие Луки было присвоено почетное звание Российской Федерации Город воинской славы.

   И вот в этом городе 19 февраля 2009 года высадился Московский педагогический десант, состоящий из столичных ученых – педагогов,  редакторов газет и сотрудников издательства «Первое сентября». В составе этого десанта оказался и я, провинциальный учитель физики из города Дзержинска Нижегородской области.

   В 12 часов дня в актовом зале музыкальной школы имени Мусоргского состоялось торжественное открытие марафона.

   Марафон продолжался два дня. На марафоне работало 6 секций :

  1. Управление школой : критерии качества, модули, компетенции.
  2. «Планета успеха». Организация учебной деятельности в начальной школе.
  3. «Школа словесности». Труд чтения и творчество на уроках русского языка и литературы.
  4. «Территория чтения». Школьная библиотека как центр сотрудничества.
  5. «Физический эксперимент». Использование инновационных технологий в обучении физики в школе как основа индивидуализации учебного процесса.
  6. «Математический анализ». Реализация развивающего потенциала на уроках математики. Математическая подготовка и развитие школьников в условиях ЕГЭ.

 

   Секция физики  проходила 19 и 20 февраля в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2».   

19 февраля.

     1. Лекция «Физический компьютерный эксперимент. (О новых возможностях информационных технологий для уроков физики.)».  Пигалицын Л.В., Заслуженный учитель России, 6-тикратный Соросовский учитель, победитель Национального проекта «Образование».

     2. Лекция «Датчики и виртуальные конструкторы на уроке физики». Федорова Ю.В., заведующая кaфедрой  информационных технологий и образовательной среды МИОО.

20 февраля.

     1. Мастер-класс  «Школьная компьютерная физическая лаборатория».  Пигалицын Л.В., Заслуженный учитель России.

     2. Фотография урока Подбор и решение задач для уроков физики в классах с углублённым изучением предмета.  Марголин Э.М., Народный учитель РФ, учитель физики школы №7

    3.  Круглый стол.  Ведущий  Пигалицын Л.В. Заслуженный учитель России.

 

 Моя первая лекция практически полностью повторяет первую часть моего выступления 4 апреля 2008 года на Московском марафоне  учителей физики ( «Физика № 16 2008 год). Отличие заключается в том, что каждый раздел я представил в более развернутом виде,  и включил большее количество демонстраций.

  После меня было выступление  «Датчики и виртуальные конструкторы на уроке физики»  Федоровой Ю.В., заведующая кaфедрой  информационных технологий и образовательной среды МИОО. Для меня лично, ее выступление стало праздником души. Дело в том, что я , работая над применением компьютерных образовательных технологий в преподавании физики, как ни странно покажется, с трудом нахожу единомышленников. И вот, как только Юлия Владимировна начала свое выступление, я понял, что мы с ней занимаемся одним делом. Сначала она продолжила мою ретроспективу виртуальных физических конструкторов, дополнив ее подробным разбором физического конструктора «Живая физика». Она с большим профессионализмом и педагогическим тактом рассказала учителям,  как создавать простейшие физические модели, как их можно постепенно усложнять, вводя дополнительные физические параметры, приближая компьютерную модель к реальному физическому прибору.

 Затем она рассказала о цифровой лаборатории   «Архимед» на базе портативного компьютера «NOVA 5000»,

оснащенной большим набором различных датчиков для проведения  измерений различных физических величин.

 

 

      

 На фото Федорова Ю.В. ( она справа ) демонстрирует  участнице марафона действие датчик давления.

                                     Давление изменяется с помощью обычного медицинского шприца.

 

    После этого она рассказала о новых возможностях проведения традиционного эксперимента с его последующим

видеоанализом. Делается это так: Сначала реальный физический эксперимент снимается на видеоролик.

Потом видеоролик загружается в компьютер и, специальная программа, входящая в лабораторию «Архимед»,

обрабатывает видеоролик по алгоритму, задаваемому учителем, выдает физическую информацию на экран компьютера в виде графиков или таблиц. При необходимости эту информацию можно распечатать и использовать, например,   в качестве раздаточного материала. 

    В заключение своего выступления  Юлия Владимировна остановилась на применение LEGO-моделей в физическом эксперименте.  Оказывается, есть учителя-энтузиасты, которые с помощью деталей из конструктора LEGO создают установки для демонстрационного эксперимента, фронтального лабораторного эксперимента и лабораторных работ для физпрактикумов. LEGO-модели позволяют работать с экспериментальными задачи и заниматься с учащимися проектной деятельностью.

    Так закончился первый день. Утром по дороге в школу № 2 где проходила секция физики, я думал, что приду в полупустой зал, так как в первый день мы так нагрузили учителей компьютерными технологиями, что у некоторых возможно появилось чувство отторжения. Но, к моему удивлению, слушателей стало еще больше.  Это было очень приятно, и я начал проводить мастер-класс  «Школьная компьютерная физическая лаборатория».

  Мастер-класс состоял из двух частей : первая была посвящена первой модели ШКФЛ для GAME, LPT и СОМ портов компьютера. О ней я также рассказывал на прошлом Московском марафоне. По этой модели я второй год провожу дистанционные курсы повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября». Брошюры о ШКФЛ опубликованы в Интернете на моем сайте www.physics-computer.by.ru и на моей странице на сайте Педагогического университета «Первое сентября».

 Вторая часть мастер-класса представляла презентацию ШКФЛ-2 для USB порта ПК. Ее разработку я закончил в этом году. Мотивы создания ШКФЛ-2 следующие : первый – из компьютеров медленно, но верно исчезают порты GAME, LPT и СОМ  и второй – использование микроконтроллеров для согласования физических приборов с компьютеров позволяет получить значительно большую точность измерения физических величин. В ближайшее время она будет опубликована на моем сайте и в газете «Физика».

  После кофе-брейка выступил абсолютно некомпьютерный человек,  Народный учитель  России

Марголин Эдуард Масович. 

 Тема его выступления « Фотография урока. Подбор и решение задач для уроков физики в классах с углублённым

изучением предмета».

В качестве примера, он рассказывал о подборе и методике решения задач повышенной сложности

по электростатике    « Потенциал и разность потенциалов».

 

         Марголин Э.М., Народный учитель РФ, учитель физики школы №7

 

Пересказывать своими словами работу мастера высочайшего класса весьма неблагодарное занятие.

И я не буду этим заниматься. Эдуарда Масовича надо было видеть и слышать. Могу только признаться –

Эдуард Масович научил меня по новому решать задачи на эту тему и я теперь буду учить своих учеников

«по Марголину».  Надеюсь, что когда-нибудь его статьи появятся на страницах нашей газеты "Физика".

  

 В заключении состоялся «Круглый стол», на котором мы с учителями обсудили проблемы, которые  рассматривались

на заседаниях секции и проблемы связанные с ЕГЭ.

   Самое главное, что я вынес из этого педагогического десанта в Великие Луки, это то, что провинциальным учителям из глубинки очень нужны такие встречи для того чтобы в который раз увидеть свет в конце педагогического тоннеля и идти на этот свет, сея разумное, доброе, вечное.

 

 

Hosted by uCoz