Интернет страница учителя физики и астрономии Пигалицына Льва Васильевича

Компьютеры на уроках  физики и астрономии

  • Вычислительный компьютерный эксперимент.

Вычислительный компьютерный эксперимент служит мостом между лабораторным экспериментом и теоретическими моделями. Отправным пунктом численного моделирования является разработка идеализированной модели рассматриваемой физической системы. Затем определяется алгоритм для реализации данной модели на компьютере.

Некоторые аналогии между вычислительным и лабораторным экспериментами :

Лабораторный эксперимент

Вычислительный эксперимент

Образец

Физический прибор

Калибровка

Измерение

Анализ данных

Модель

Программа для компьютера

Тестирование программы

Расчет

Анализ данных

Отправным пунктом численного моделирования является разработка идеализированной модели рассматриваемой физической системы. Затем определяется алгоритм для реализации данной модели на компьютере.

Численное моделирование, как и лабораторные эксперименты, не заменяют размышление, а является инструментом, который можно использовать для постижения сложных явлений.

Нам это представляется так :   

  • с помощью измерительных приборов снимаются параметры физических процессов, вводятся в компьютер , который их обрабатывает с помощью определенной программы.

  • в компьютер загружается программа-симулятор какого либо физического процесса с возможностью вмешательства в этот процесс исследователем, который сидит у компьютера. После соответствующих операций компьютер обрабатывает данные, получившиеся в результате проведенного процесса и выдает их на экран монитора.

Для  реализации вычислительного эксперимента мы с учениками создали несколько программ посвященных разгадке содержимого электрического "Черного ящика". В нем могут находиться резисторы, лампочки накаливания, диоды, конденсаторы, катушки и т. д. 

ИССЛЕДОВАНИЕ "ЧЕРНЫХ" ЯЩИКОВ.

На практике и в быту мы очень часто встречаемся с приборами и устройствами имеющими вход и выход. Например, радиоприемник, телевизор, стабилизатор напряжения, выпрямитель и т.д. Мы знаем, как включать эти приборы в электрическую сеть и что будет на выходе ( звук, изображение, напряжение и т.д.). Но что находится внутри этого прибора - мы не знаем. Это и есть "черный ящик". Оказывается в некоторых случаях можно не вскрывая "черного ящика" узнать его содержимое, подключая к входу и выходу различные устройства. Разумеется, на школьном уровне, это можно сделать для несложного трех или четырех-полюсника. Такие задачи развивают воображение учащихся, пространственное мышление и творческие способности, не говоря о том, что они должны иметь глубокие и прочные знание по тому разделу физики к которому относится "черный ящик". Поэтому, совсем не случайно, на многих Всесоюзных и международных олимпиадах по физики в качестве задач предлагалось исследование "черных ящиков".

В Авторском классе я провожу 3 реальных лабораторных работы по "черным ящикам" :

1. Резисторы и лампы накаливания ( у ламп нелинейная вольт-амперная характеристика) - при изучении темы "Законы постоянного тока" в 10 классе.

2. Резисторы, лампы накаливания и диоды - при изучении темы "Полупроводники и их применение" в 10 классе..

3. Резисторы, конденсаторы, катушки, трансформаторы и колебательные контуры - при изучении темы "Переменный ток" в 11 классе.

Содержимое "черных ящиков" я помещаю в спичечные коробки и заклеиваю их скотчем. 

Н фото Вы видите 2 вскрытых ящика. В левом находятся диод и три резистора, а правый - "крутой" - в нем находятся  диод, стабилитрон и катушка от малогабаритного реле.Оба ящика имеют по 4 вывода.

После их исследования   "Черных ящиков" учениками с помощью приборов - авометров, генераторов, осциллографов и т.д. - ученики представляют  мне схему, которая по их мнению находится в "ящике" и номиналы деталей, которые там находятся. Обработку данных, полученных в результате исследований, построение ВАХ и АЧХ ребята делают на компьютере.

Потом открываем "ящик" и анализируем результаты работы ребят. 

При нехватке генераторов и осциллографов для снятия частотных характеристик используем компьютерные виртуальные приборы. ( см. на странице Компьютер - физическая лаборатория.)

 

Кроме этого мы исследуем и виртуальные "Черные ящики". Для этого мы с учениками написали несколько компьютерных программ по исследованию "Черных ящиков".

Достоинством этих программ является то, что исследования можно проводить одновременно всем классом, тогда как проведение исследований реальных "черных ящиков" с диодами, конденсаторами и катушками это невозможно, так как для этого необходимо 15 осциллографов, 15 звуковых генераторов и т.д., т.е. 15 комплектов дорогостоящего оборудования, которым большинство школ не располагает.

В настоящее время разрабатываются программы пакета "BOX" по механике и оптике.

Если у Вас возникнет интерес к этой программе, то можете скачать один из вариантов программы "Черный ящик" на резисторах, написанной на qbasic (qb45) - blackbox.zip !.

Виртуальные "черные ящики" я использую или на допусках к лабораторным работам, или в качестве тренажеров или на зачетных занятиях. 

 

PS. "Черные ящики" периодически предлагаются на экспериментальных турах областных, региональных , Российских и Международных олимпиад. 

На последней Международной олимпиаде в Индонезии на экспериментальном туре был предложен 

"Черный ящик" по оптике, содержащий две дифракционные решетки, расположенные под углом друг к другу

 и плоскопараллельную пластинку.

Если Вы не знакомы с методикой разгадывания "черных ящиков", то посмотрите задачу № 18.19 из книги В.И.Лукашика "Физическая олимпиада"  и пункт 4 в параграфе 8 из книги - О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, Н.И.Шефер "Факультативный курс физики" для 10 класса..

 

Уважаемые коллеги ! В плане компьютерного вычислительного эксперимента очень рекомендую книгу

 "Компьютерное моделирование в физике" Х.Гулд, Я.Тобочник в 2-х частях. Москва. "Мир" 1990.

Назад.

 

 

 

Россия. Город Дзержинск Нижегородской области.

Средняя  школа № 2.

Пигалицын Лев Васильевич

Email : levp@rambler.ru

 

Hosted by uCoz