Информация для учителей.
"Физика и астрономия в школе"
Сайт Народного учителя России Пигалицына Льва Васильевича
Предлагаемые тематические тесты по курсу физики составлены в соответствии с действующей программой Министерства образования Российской Федерации (М.: Просвещение, 1996), а также с учетом рекомендаций, изложенных в проекте государственных общеобразовательных стандартов. Каждый тематический тест содержит четыре базовых варианта по 10—20 заданий. Чаще всего это задачи расчетного или качественного характера. Большинство вопросов поставлено так, что ответ на них требует анализа экспериментальной ситуации, формулы или графика.
При создании тестов подлежащие проверке учебные элементы определялись на основе функционально-структурного анализа программного материала. После определения этих элементов устанавливался необходимый уровень усвоения каждого из них.
• Репродуктивный уровень, обеспечивающий формальное воспроизведение основного учебного материала программы без свободного владения им.
• Аналитико-синтетический уровень, обеспечивающий изучение учебного материала в соответствии с требованиями учебной программы. На этом уровне учащиеся должны уметь анализировать физические ситуации с применением физических законов.
• Творческий уровень, предполагающий глубокое изучение учебного материала, характеризуется способностью к решению нестандартных учебных задач.
В тематических тестах содержится около 25—30% вопросов, соответствующих репродуктивному уровню, около 50% вопросов аналитико-синтетического уровня и 25—30% вопросов творческого уровня усвоения учебного материала.
• Каждый вопрос и ответы к нему формулировались так, чтобы верный ответ смогли дать только те учащиеся, которые обладают знаниями на требуемом уровне усвоения.
• Каждый приведенный ответ формулировался так, что мог быть получен тем или иным рассуждением. В число неверных ответов по возможности включались такие, которые являются результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися.
• «Поле выбора» ответов к каждому вопросу создавалось достаточно широкое, чтобы оно не могло служить подсказкой для ответа.
• В формулировке вопросов и ответов использовалась терминология стабильных учебников по физике.
• Применение тематических тестов в учебном процессе дает возможность резко увеличить объем контролируемого материала. При этом становится очевидной не только общая картина его усвоения, но и легко просматриваются хорошо и слабо усвоенные вопросы темы.