Конференция "Учебный эксперимент"
город Глазов 2009 год
"Физика и астрономия в школе"
Сайт Народного учителя России Пигалицына Льва Васильевича
ХIV Всероссийская конференция
«Учебный физический эксперимент.
Актуальные проблемы. Современные решения.»
Заметки провинциального учителя – участника конференции.
30-31 января 2009 года в Глазовском педагогическом институте состоялась ежегодная конференция «Учебный физический эксперимент». Организатором и душой конференции является великий маг и кудесник учебного физического эксперимента - декан физического факультета, профессор Валерий Вильгельмович Майер.
С В.В.Майером я заочно познакомился много лет назад по его статьям в журнале «Квант» и по его брошюрам, посвященным физическому эксперименту : «Простые опыты с ультразвуком», «Кумулятивный эффект в простых опытах» и т.д. Наглядность, простота изложения и доступность экспериментов буквально покорила меня, и постепенно стало возникать желание встретиться с этим удивительным человеком.
Это желание сбылось в 2004 году. Я получил приглашение от В.В.Майера принять участие в IX конференции. Откуда он узнал, что в каком-то провинциальном Дзержинске есть учитель физики, для которого он является кумиром, для меня так и осталось неизвестным. Но такой факт имел место, и я поехал на конференцию, как мне казалось на встречу с «небожителями». Волнение было очень большим. Сами посудите, конференция межвузовская. Участники, в основном, доктора и кандидаты наук и несколько учителей. Как они будут слушать провинциального учителя ? Но, к счастью, все мои опасения оказались напрасными. Обстановка была очень демократичной. Никто не обращал на звания и регалии выступающих. Все и всех выслушивали с уважением и не поддельным интересом. На этой конференции я выступил со своими первыми разработками в области компьютерных физических образовательных технологий. Мне показалось, что я убедил многих участников конференции в значимости этой проблемы. Об этом я сужу, по возрастающему с каждым годом количеству выступлений на следующих конференциях и публикаций на эту тему в периодическом сборнике «Учебная физика», выпускаемом в Глазовском педагогическом институте. В общем, с конференции я уехал окрыленный новыми идеями и желанием на будущий год снова приехать в Глазов.
Но судьба распорядилась так, что я попал в Глазов спустя пять лет, только в этом году. И опять, я как-будто заново родился. Но обо все по порядку.
Получив приглашение на конференцию, я ответил согласием и предложил организаторам провести «Мастер-класс» для школьников, студентов и учителей по моему проекту «Школьная компьютерная физическая лаборатория». Организаторы согласились и 29 января в Глазовском физико-математическом лицее «Мастер класс» состоялся. До сих пор у меня перед глазами горящие глаза школьников и студентов, особенно в те моменты, когда я рассказывал о ШКФЛ-2 для порта USB ПК и демонстрировал возможности вывода информации через этот порт с внешних устройств и ввода информации в компьютер с помощью кнопки, светодиода и нескольких проводков. Для большинства присутствующих это было шоком, так как о трудностях работы с USB ходят легенды. Я пригласил школьников и студентов к сотрудничеству и дал им свой электронный адрес.
На другой день состоялось открытие конференции. Открыл ее действительный член Российской Академии образования профессор Разумовский В.Г. После вступительного слова он выступил с сообщением «Научная компетентность современного школьника». Основным лейт-мотивом его выступления было то, что главным врагом и разрушителем научной компетенции школьников является ЕГЭ, который приведет только к натаскиванию школьников для ответов на вопросы тестов по ЕГЭ, а физики они знать не будут.
Выступлений было много, одно другого интереснее и, самое главное, для меня – учителя, без особой научной заумности.
В начале работа предполагалась по секциям :
1. Теория и практика учебного физического эксперимента.
2. Новые учебные опыты по физике.
3. Компьютер в учебном физическом эксперименте.
Но работа по секциям не получилась – возник «бунт на корабле». Все участники хотели послушать всех. Расплатой за это была очень плотная работа с небольшими перерывами на кофе-брейк до восьми часов вечера и на другой день с девяти до шестнадцати часов.
Хотелось бы познакомить читателей со всеми выступлениями, но, к сожалению, ограниченное место в газете не позволяет этого сделать. Поэтому кратко остановлюсь только на тех, которые мне показались наиболее интересными. Надеюсь, что и у читателей они вызовут определенный интерес.
«Дистанционное управление исследовательской деятельностью школьников». Иванов Ю. В. доцент кафедры информационных технологий в физическом образовании Глазовского пединститута.
В современной системе образования все большую популярность приобретают дистанционные формы обучения. Однако большинство заочных физических школ в содержании обучения основное внимание уделяют решению задач. Современные теории управления деятельностью не исключают возможности организации учебных экспериментальных исследований по физике в рамках дистанционного обучения. Такая форма работы применяется при работе со школьниками сельских школ, обучающихся заочно в Республиканской очно-заочной школе физико-математического лицея г.Глазова. Ежемесячно учащиеся получают комплект обязательных заданий для самостоятельного решения и дополнительное задание в форме исследовательской задачи. В задании кратко излагается проблема исследования и даются неалгоритмические указания по выполнению исследования. Проводимые на протяжении двух лет педагогические исследования показали, что интерес к таким заданиям проявляют не менее половины обучаемых, устойчивый интерес к такой форме работы сохраняется у 20% учеников.
«Роль нетрадиционного эксперимента в преподавании физики». Маначинская Л. А. учитель физики, г. Саров Нижегородской области.
Что такое нетрадиционный эксперимент? По определению это эксперимент, не описанный в традиционных методических пособиях. Это не ведущий эксперимент; мало того, он не обязателен, но заслуживает внимания. Нетрадиционный эксперимент является дополнением к основному эксперименту и используется в комплексе с ним. Каковы направления работы? Самоделки, позволяющие продемонстрировать физическое явление в другой ситуации. Усовершенствование имеющегося традиционного оборудования. Разработка вариантов известных опытов. Достоинства нетрадиционного эксперимента: 1) наглядность, 2) доступность, 3) воспитательный эффект, особенно для учеников, не отличающихся способностями и интересом к физике. Интерес к такого рода деятельности появляется в процессе работы. Труд ученика оценивается. В кабинете физики — выставка самоделок, раз в год проводится экскурсия по выставке. С помощью нетрадиционного оборудования, изготовленного детьми и родителями, можно проводить исследования физических процессов и таким образом готовить выступления к научным конференциям различных уровней.
«Термобумага как индикатор температуры в физических опытах». Сабирзянов А. А., Семериков В. А., Нарижная О. В. Уральский государственный педагогический университет. Г. Екатеринбург.
При нагревании термобумаги до определенной температуры (около 80 °С) в ней происходит химическая реакция с образованием вещества, окрашенного в темный цвет. На этом основана термопечать, широко применяемая в устройствах вывода информации, например, устройствах печати чеков в кассовых машинах или банкоматах. Предлагается использование термобумаги для индикации нагрева тел при некоторых физических процессах: адиабатическом сжатии воздуха, протекании электрического тока, поглощении излучения. Опыты с термобумагой были приятной неожиданностью. Но самое интересное заключается в том, что термобумага не дефицитна и очень дешевая. Она применяется во всех кассовых аппаратах.
«О некоторых достижениях в исследовании феномена шаровой молнии». Саранин В. А. профессор, Глазовский пединститут.
В докладе сообщалось о некоторых новых достижениях в исследовании феномена шаровой молнии (ШМ), которые, в частности, обсуждались на 10 Международном симпозиуме по шаровой молнии (г. Калининград, июль 2008). Так нескольким независимым группам ученых в России и за рубежом удается получить в лаборатории долгоживущие плазменные образования с временем жизни порядка секунд и размерами порядка десятков сантиметров. Эти образования можно отождествить с природной ШМ. Однако, по мнению автора, в природе могут также существовать ШМ, имеющие внутреннее жидкое или твердое ядро с некомпенсированным электрическим зарядом. Величина заряда по оценкам автора и других исследователей может достигать Ю-5 — Ю-4 Кл. При разряде такого объекта на заземленные предметы могут возникать значительные разрушения, и он опасен для жизни человека.
«Компьютерный лабораторный практикум по физике» Толстик А. М., Горчаков Л. В. Томский университет.
«Компьютерный лабораторный практикум по физике» предназначен для учащихся старших классов физико-математических школ. Большинство лабораторных работ практикума не являются компьютерными аналогами реальных лабораторных работ, а являются мысленными модельными экспериментами. Весь комплекс лабораторных работ разбит на 6 разделов: механика, молекулярная физика, электричество и магнетизм, колебания, оптика, квантовая физика. В каждом разделе содержится 4 лабораторные работы. Практикум выложен в Internet в свободном доступе на сайте
http : //ido.tsu.ru/schools/physmat/data/res/virtlab/.
И вот уже по традиции, под занавес конференции выступил В.В.Майер с впечатляющими экспериментами. Все эксперименты были посвящены униполярным двигателям. Во многих учебных пособиях описан униполярный двигатель Фарадея. Но воспроизвести такой двигатель в школьных условиях просто невозможно, так как для этого требуется открытая ртуть.
Валерий Вильгельмович предложил несколько демонстрационных моделей униполярных двигателей, принцип действия которых основан на идеях Майкла Фарадея.
Одна из предложенных моделей униполярного двигателя собирается следующим образом. В муфте универсального штатива горизонтально закрепляется стальной никелированный стержень и к нему через стальной шарик диаметром 8 мм от подшипника подвешивают неодимовый магнит диаметром 10 мм и толщиной 2 мм. К магниту примагничивают анод гальванического элемента на 1,5 В. К первому гальваническому элементу посредством такого же неодимового магнита присоединяют второй так, чтобы оба элемента были включены последовательно. На катод второго элемента навешивают 2-3 неодимовых магнита диаметром 19 мм и толщиной 6 мм. На стержне изолентой закрепляют оголенный конец многожильного провода в хлорвиниловой изоляции, скрученного в спираль для придания ему упругих свойств. Второй оголенный конец многожильного провода приводят в соприкосновение с боковой поверхностью неодимовых магнитов, висящих на последнем элементе. При этом батарея из последовательно соединенных элементов приходит в быстрое вращение вокруг своей оси. На зрителей опыт производит сильное впечатление, поскольку на первый взгляд отсутствует причина, заставляющая массивную батарею вращаться с большой скоростью. Вместо двух элементов в опыте можно использовать один, три или четыре последовательно соединенных неодимовыми магнитами гальванических элементов. После этого опыта В.В.Майер продемонстрировал не менее впечатляющие опыты : « Учебная модель униполярного двигателя Фарадея» и « Демонстрация униполярного двигателя и генератора». Если читателей заинтересуют эти опыты, то имейте в виду, что неодимовые магниты можно «добыть» из старых винчестеров и CD приводов или приобрести в Интернет-магазинах.
Мое выступление было посвящено моей последней разработке «Школьная физическая компьютерная лаборатория для USВ-порта ПК». Всем уже давно стало понятно, что использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: физические компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению физики. Но школьная физика обязательно включает в себя и физический эксперимент. В предлагаемой работе я рассказал, как можно усовершенствовать демонстрационный и лабораторный эксперимент с помощью школьной компьютерной физической лаборатории (ШКФЛ). Она позволяет с помощью изготовленных своими руками несложных электронных приставок с различными датчиками подключать к USB-порту компьютера практически любой физический прибор и снимать с него информацию в ходе эксперимента, выводя ее одновременно на экран монитора или на экран видеопроектора. Высокая точность получаемых данных и практически мгновенная оценка погрешностей позволяет применять ШКФЛ и при выполнении учащимися лабораторных и учебно-исследовательских работ.
После окончания конференции часть участников конференции попросили меня провести мастер-класс по ШКФЛ-2, что я и сделал. Реакция у маститых ученых была примерно такая-же, как и у школьников в физ-мат лицее – несколько проводов, да пару деталей и к компьютеру можно подключать любую физическую установку.
Как я уже писал выше – нельзя объять необъятное. Кроме того лучше один раз увидеть и услышать, чем прочитать об этом в газете. Поэтому я советую всем, кто интересуется уникальными физическими экспериментами, съездить в г. Глазов к В.В.Майеру. Конференция «Учебный эксперимент» проводится ежегодно в последние два дня января. Все желающие познакомиться с выступлениями участников на конференции и познакомиться со сборниками «Учебная физика» могут написать в г.Глазов Кропачевой Любовь Сергеевне по адресу kropa@bk.ru.